Воскресенье, 19.05.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории А.И. Гизбрехта

Форма входа
Категории раздела
Поиск

Методический материал. Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Успешное обучение

Успешное обучение

Когда говорят об успешном обучении, прежде всего, предполагают тот факт, что планируемые нами результаты достигнуты, т.е. учащийся в итоге обучения получил определенные знания, умеет их правильно применять, и понимает то, что педагог пытался донести до него. Таким образом достигаются основные цели учебной деятельности – образовательная, развивающая, воспитательная.

Психологическую формулу успешного обучения можно описать как М+4П+С, где М – мотивация, 4П – работа с информацией (принять, понять, помнить, применять), С – систематичность занятий (Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2001. С. 517). Внимательно изучив данную формулу невозможно не увидеть того, что такой компонент как работа с информацией (4П) колоссально зависим от мотивации и систематичности занятий, именно по этой причине основное внимание будет уделяться данным составляющим.

Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В понятие мотивации включаются потребности, интересы, стремления, идеалы и т.д. Условно можно выделить четыре основных компонента: 1) удовольствие, 2) значимость, 3) вознаграждение, 4) принуждающее давление. Мотивы могут быть внешние (награда, наказание, ожидание будущих благ и др.) и внутренние (интерес, любознательность, стремление повысить культурный уровень и т.п.) (Столяренко Л.Д. Указ. соч. С. 517 - 518). Объединив все вышесказанное можно говорить о том, что мотивация – это желание учиться, и потому чрезвычайно важно ответить на вопрос «Как возможно активизировать это желание, т.е. стимулировать учебную деятельность?».

Стимулирование учебной деятельности

Во всей совокупности стимулов, в зависимости от категории потребностей, выделяется три подгруппы,: 1) общечеловеческие потребности, 2) возрастные потребности, 3) специфические потребности мальчиков и девочек, индивидуальные потребности (Гликман И. Как стимулировать желание учиться? // Народное образование. 2003. №5. С. 140).

Опираясь на типичные общечеловеческие потребности можно говорить о таких стимулах, как интерес к ранее неизвестному, практическое значение и польза предлагаемых знаний, противоречивость материала, оценка и отметка, ситуация успеха.

Интерес к ранее неизвестному опирается на природную любознательность человека. Однако чрезвычайно важно знать, что новое, абсолютно не связанное с тем, что уже знакомо детям, непонятно им, и потому не вызовет познавательной активности, т.к. основной путь познания – опора на уже известное. В целом, интерес может возникнуть не только от новизны материала, но и от необычности его подачи, потому уроки (особенно связанные с обобщением и закреплением ранее полученных знаний) рекомендуется проводить в нестандартной форме.

Объяснение практического значения и пользы предлагаемых знаний довольно серьезный стимул. Интересно полезное и актуальное, потому важно готовить материал для уроков и с этой точки зрения.

Противоречивость материала лежит в основе проблемного метода обучения, который за долгие годы использования зарекомендовал себя с лучшей стороны. Такой материал не только стимулирует учебную деятельность, но и развивает логическое мышление, речь, умение выделять главное и т.п.

Оценка и ее техническая составляющая – отметка также являются одной из основных составляющих стимулирования учебной деятельности. Любой ученик желает знать насколько эффективно осваивается им учебный материал, и кроме того успешное обучение является важным элементом формирования его социального статуса в коллективе. Впрочем, нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить остальные стимулы и работу учителя, которая должна быть разумно организованной, учитывающую доступное объяснение и умеренную нагрузку.

Наиболее эффективный стимул – ситуация успеха, которая удовлетворяет потребность в самоуважении и повышении престижа. Несмотря на то, что некоторые педагоги считают, что изредка мы имеем право несколько завысить оценку, для того, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность ученика, тем не менее, стоит предположить, что беспочвенное завышение оценки (даже незначительно и изредка) ситуации не исправит (Гликман И. Указ. соч. С. 140 – 141). Более эффективным методом будет являться индивидуальный подход, при котором учащийся будет получать задания, учитывающие его способности в данной дисциплине и таланты из смежных областей.

Немаловажным фактором в стимулировании учебной деятельности остаются возрастные потребности. Младшие школьники довольно любознательны, им интересен сам процесс изучения, тем не менее, наиболее желательными остаются игровые методы обучения, загадки. Подростки более интересуются фантастикой, чем-то необычным и малоизвестным, именно на этой почве возникает интерес к предмету. В этом возрасте происходит формирование самооценки, ребенок самоутверждается в своей самостоятельности и индивидуальности (Столяренко Л.Д. Указ. соч. С. 629 – 630), и потому нестандартные формы урока рекомендуется проводить викторинами, конкурсами в которых присутствует элемент состязания, являющийся чрезвычайно важным в этих процессах. Что касается старшего школьного возраста, наибольший интерес учащихся вызывают темы половых взаимоотношений, любви. Ряд учебных дисциплин (история, обществознание, ОБЖ, литература, биология) позволяют использовать интерес к этим вопросам повышая интерес к предмету в целом.

Специфические и индивидуальные потребности также могут широко использоваться для стимулирования учебной деятельности. Мальчики более интересуются спортом, военным делом и техникой, а девочки модой и искусством. Большинство учащихся имеет различные увлечения (футбол, коллекционирование и т.п.), которые имеют некоторую связь с учебными дисциплинами и следовательно могут использоваться для стимулирования интереса к предмету. К разряду стимулов можно отнести привлекательность школьных помещений, интересные внеклассные мероприятия, привлечение учащихся к управлению школой, уважительное и гуманное отношение и т.д.

 

Повторение

Когда говорилось о систематичности занятий, подразумевалась, прежде всего, не частота и своевременность проведения уроков, а регулярность повторения пройденного материала. Способов закрепления и повторения известно огромное количество и останавливаться на них не имеет смысла, зато недостаточное внимание уделяется тем правилам, которые позволят этот процесс качественно организовать.

Важным элементом организации повторения является целеустремленность. Ученик должен знать что повторяют, с какой целью это делается, как ему в будущем это пригодиться. Материал должен быть тщательно отобран и распланирован, какой повторяется периодически, какой систематически. Любые ошибки не только фактические, но даже ассоциативные должны немедленно исправляться. Необходима четкая связь между новым и ранее пройденным. Успешной составляющей является разнообразие приемов повторения, и правильное их распределение во времени. Отдельные виды повторения (в начале учебного года, текущее, периодическое, заключительное) должны взаимосвязываться и органически сочетаться (Подласый И. Как сделать знания прочными // Народное образование. 2003. №5. С. 64 – 66).

В заключение стоит отметить, что рассмотренный материал о стимулировании учебного процесса и упрочнении полученных знаний, безусловно, важен, но если педагог не может донести информацию до учащихся, т.е. отсутствует такой компонент формулы успешного обучения как 4П (работа с информацией), то ни о какой успешности в организации учебного процесса говорить невозможно. Только комплексное, правильное и регулярное применение этих составляющих является залогом успешного обучения.

 Список использованной литературы

  1. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? // Народное образование. 2003. №2. С. 137 – 144.
  2. Подласый И. Как сделать знания прочными // Народное образование. 2003. №5. С. 64 – 66.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 672 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Rebe (28.04.2011)
Просмотров: 1337 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Развитие инициативности учащихся это
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz