Воскресенье, 19.05.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории А.И. Гизбрехта

Форма входа
Категории раздела
Поиск

Методический материал. Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологические особенности учащихся среднего школьного возраста. Пути применения достижений психологической науки в педагогической практике

В современной школе просто немыслим педагогический процесс, который не опирается на достижения психологической науки. Важнейшей составляющей используемого комплекса знаний остается психология возрастных периодов. Каждый из периодов, безусловно, имеет свои особенности, положительные и отрицательные элементы, но наиболее сложным является средний школьный возраст. Эта группа учащихся требует особого, повышенного внимания, регулярного контроля со стороны педагога.

Американский психолог А. Гезел указывает на следующие психологические особенности подросткового возраста:

  1. Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
  2. Самоутверждение, формирование самооценки, характера;
  3. Ведущая деятельность – общение со сверстниками;
  4. Возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
  5. Отсутствие авторитета возраста, отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей;
  6. Стремление завоевать уважение сверстников;
  7. Отсутствие подлинной самостоятельности из-за повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
  8. Развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу;
  9. Самоконтроль и планирование деятельности затруднено;
  10. Повышенная утомляемость и эмоциональность;
  11. Склонность к риску и агрессии;
  12. Избирательность в изучении и т.п.

Целый ряд особенностей в полной мере используются в педагогической практике. Эти данные есть  возможность применять не только в планировании работы классного руководителя, но и в практике преподавания учебной дисциплины. С опорой на них достигаются основные задачи педагогического процесса (обучающие, развивающие, воспитательные).

Прежде всего, необходимо обратить внимание на формы проведения уроков. Традиционные методы обучения зачастую оказываются менее эффективными, нежели инновационные. В числе современных технологий ведущие позиции занимают коллективные способы обучения. Огромным «плюсом» является психологическая комфортность (в этом возрасте ученику задать вопрос гораздо легче однокласснику, нежели учителю, что учитывается этим способом обучения). Возможность показать себя человеком образованным, грамотным, знающим что-то, чего не знает учитель, позволяет завоевать уважение сверстников.

Необходимо как можно чаще давать самостоятельные работы, использовать проблемные методы обучения. Такой подход постепенно развивает способности учащихся к логическому мышлению, теоретическим рассуждениям. Отдельные уроки, на которых используются проблемные методы обучения, могут строиться на состязании (семинары, диспуты и т.п.). Такой подход будет активно принят в т.ч. по психологической причине (в этом возрасте дети, в стремлении самоутвердиться, самостоятельно проводят регулярные «соревнования» в различных областях).

Игровые методы обучения, которые весьма распространены в начальных классах, не должны отходить на задний план. Как ранее было отмечено, характерной особенностью на данном этапе развития является повышенная утомляемость и эмоциональность. Обучающая игра позволяет справиться с утомляемостью (прежде всего психологической) и направить эмоциональность в конструктивное русло.

Важной составляющей продолжает оставаться необходимость в формировании и развитии интереса обучаемых к преподаваемой дисциплине. В этом возрасте данный вопрос стоит столь актуально по причине «избирательности в изучении». В формировании интереса важную составляющую представляет собой использование в преподавании межпредметных связей.

Знание возрастных психологических особенностей необходимо в процессе воспитания, который «лежит на плечах» прежде всего классного руководителя. В воспитательном процессе выделяется ряд принципов:

  1. Воспитание должно носить скрытый характер;
  2. В основе воспитания – гуманизм;
  3. Наиболее эффективным способом повлиять на ученика в этом возрасте является влияние через одноклассников;
  4. Любое запрещение должно быть грамотно аргументировано;
  5. Прежде всего, формировать личность, а затем коллектив;
  6. Значительное давление будет встречать ответное сопротивление.

Подход педагога в воспитании должен быть «ювелирным» (аккуратным, четким, твердым и практическим незаметным для воспитанников). В связи с отсутствием подлинной самостоятельности, из-за повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам, необходимо контролировать процесс формирования мировоззренческих основ.

Важно отметить, что ориентация на достижения психологии, в сфере изучения возрастных особенностей, необходима. Такой научный подход позволяет образовать в классе, на уроке, высокий уровень комфортности, что в свою очередь способствует уменьшению факторов стресса и как следствие повышение уровня успеваемости.

Использованная литература:

1. Педагогика: Учеб. пособие. / Под ред. В.А. Сластенина – 4-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 4-е. изд.,  перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,  2001. – 672 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Rebe (27.04.2011)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Развитие инициативности учащихся это
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz