Воскресенье, 19.05.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории А.И. Гизбрехта

Форма входа
Категории раздела
Поиск

Методический материал. Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность современной школы как фактор развития инициативности учащихся

Проектная деятельность современной школы как фактор развития инициативности учащихся

учитель истории, обществознания, кубановедения А.И.Гизбрехт

 

Жизнь человека в большинстве случаев, в независимости от нашего желания, выстраивается в виде проекта: формируются цели, намечаются планы действий, находятся и привлекаются средства и ресурсы, выполняются различные работы, получаются конкретные результаты, определяются дальнейшие перспективы. Современное же общество таково, что от умения проектировать зависит часто конкретный успех конкретного человека. «Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления». Вместе с тем следует обратить внимание на интересный факт, который часто большинством исследователей совершенно упускается: в основе любого качественного проекта находится инициатива. Этот факт позволяет установить закономерную связь между проектной деятельностью и развитием инициативности учащихся.

Для организации и реализации проектной деятельности в школах уже давно созданы необходимые условия: начиная от материально-технических (библиотечный фонд, проекционная аппаратура, компьютеры, Интернет) и заканчивая организационно-методическими (методическая литература, педагогические технологии, нормативно-правовая база). К настоящему времени довольно четко сформировалось представление о типах проектов и их сути. В целом выделяют три основных типа проектов: социальный, творческий и исследовательский.

Под социальный проектом понимают «сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению». Как отмечается исследователями: «Современное социальное проектирование – это один из самых эффективных способов развития гражданского общества».

Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполня­емое учащимся под руководством педагога и предусматривающее создание проектного продукта. Проектным продуктом может быть как конкретное изделие (предмет обихода, модель устройства) так и замысел, идея, её презентация (сценарий мероприятия, танец, музыкальная композиция). Проекты такого типа активизируют интерес в их дальнейшей реализации через фиксацию автором конкретного видимого результата.

Под исследовательским проектом, как правило, понимается разработанный план исследований, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, непосредственно само исследование и его документальное сопровождение. К проекту такого типа предъявляются требования по стандартизированному оформлению его документальной части, структуре исследования, к проведению его защиты. Вместе с этим именно исследование в большей степени включает научно-образовательную парадигму.

Впрочем, несмотря на явные различия в типологии проектов, можно с легкостью фиксировать то, что их объединяет: самостоятельная работа учащихся, осуществляемая с помощью педагога-руководителя и личностно значимая для учащегося цель, сформулированная в виде проблемы.

В прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита – спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности, минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.

Проектное движение

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом, которые готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Ученик и педагог. Сотрудничество

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Личная оценка

Одной из особенностей работы над персональным проектом является самостоятельное оценивание хода и результата работы, что позволяет, увидеть допущенные просчеты, проанализировать их и не допускать в будущем.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

Опыт самопрезентации дает процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент по времени. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри и т.п.

На первых порах во всем этом большую помощь оказывает педагог, но в выпускных классах учащиеся должны вполне самостоятельно справляться со всеми проблемами.

Сторонняя оценка

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы, потому должна быть разработана самостоятельная четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев может выглядеть так:

1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.

2. Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.

3. Творческий и аналитический подход к работе.

4. Соответствие требованиям оформления письменной части работы.

5. Анализ процесса и результата работы.

6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.

7. Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Итоги

Проектная деятельность может научить детей умению увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности, поставить стратегическую цель и разбить ее на тактические шаги, оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их, добывать информацию, критически оценивать ее, планировать свою работу; оценить ее результат, увидеть допущенные ошибки.

Проектная деятельность способствует: развитию коммуникативной и информационной компетентности, адекватной самооценки, иных социальных навыков и, конечно, грамотной инициативности учащихся.

Использованные источники, литература

  1. Родионов В., Ступницкая М. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. – 2004. – 46. – С. 23 – 25.
  2. Социальный проект // Википедия – свободная энциклопедия. Дата обновления: 20.03.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8% E0%EB%FC%ED%FB%E9_%EF%F0%EE%E5%EA%F2 (дата обращения: 20.04.2013).
  3. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.
  4. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997.
  5. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. № 17.
  6. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
Категория: Мои статьи | Добавил: Rebe (28.03.2018)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz