Воскресенье, 19.05.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории А.И. Гизбрехта

Форма входа
Поиск

Из опыта работы

Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Роль и место инициативности в процессе организации научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся
02:05
Роль и место инициативности в процессе организации научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся

    Настоящий доклад является представлением педагогического опыта в рамках проведения муниципального этапа краевого фестиваля учителей кубановедения «Навстречу юбилею!».



    Педагогика, как наука, постоянно совершенствуется, пребывая в непрерывном научно-исследовательском процессе. Педагогика, как искусство, постоянно находится в творческом поиске. В современной педагогике модернизация и инновации, и в современной же педагогике осознание ценности традиции, ее сбережение. Неизменным остается желание педагога наблюдать, что результатом его труда является появление еще одного настоящего Человека, который вырастает, как правило, из настоящего Ученика и вместе с ним.

    А какой он этот настоящий Ученик? Добрый, воспитанный, культурный, умный, честный, патриот, гражданин? В общем-то нет… Это качества присущие настоящему Человеку. Настоящего Ученика характеризует ярко то, что учитель его не учит, он сам учится у учителя, а учитель соответственно у него. Учитель и Ученик совместно познают мир, духовно и нравственно взаимно обогащаясь. Ученик постоянно совершенствуется, стимулируя педагогический рост учителя, стремится к успеху, позитивной самореализации, взаимодействуя с педагогом как с наставником.

    При внимательном рассмотрении нельзя не заметить, что в сути всех перечисленных выше качеств находится грамотная инициативность. Инициативный ученик это тот с кем повседневная педагогическая работа легко, без особых усилий превращается в творчество. Однако дети не рождаются инициативными учениками, и задача педагога инициативность развивать, где необходимо формировать.

    Одним из весьма действенных методов в этом направлении является научно-исследовательская и поисковая деятельность учащихся.    

   


    Имеющийся опыт работы в указанной сфере позволяет сформировать и обозначить в некотором смысле механику развития инициативности в данном ключе, алгоритм работы, выявить совокупность технологических элементов, формируя таким образом методику работы.

    А опыт, кстати, уже можно считать достаточным. На базе школы с 2002 года работает краеведческая группа «Наш край». В 2002 – 2005 годах объединение функционировало в рамках краеведческого кружка, с 2006 года как объединение по интересам, а с 2011 года в качестве научного объединения. Анализ изменения численного состава объединения позволил выявить некоторые тенденции. Так, значительное снижение численности членов объединения в 2003 году (по сравнению с 2002 годом) обусловлено тем, что отошли от работы учащиеся, для которых вступление было простой формой реализации любопытства, а не любознательности. Это не удивительно, так как для исследовательской и поисковой деятельности крайне необходимым элементом является наличие первоначальной заинтересованности определенного типа, в чем научные объединения «проигрывают» спортивным (к спорту приобщаются проще и первоначальная результативность наглядней). Снижение же численности в 2007 – 2009 годах связано с недостаточно эффективной работой руководителя (в данное время занимал должность директора школы, времени этой работе выделялось недостаточно). Тем не менее, результативность работы объединения можно наблюдать в достижениях его членов.    



    Грамоты, дипломы, которыми были награждены члены объединения один из важных показателей результативности, качества работы самого объединения. Призовые места, занятые в рамках проведения конкурсных соревнований муниципального и краевого уровня, тем не менее, не единственный критерий качества.    



    В сентябре 2010 года пришлось столкнуться с проблемой оценки качества работы краеведческого объединения, чтобы на основании полученных данных сделать организационные, методические, иные выводы и (в случае надобности) скорректировать работу необходимым образом. Критерии оценивались по пятибалльной системе тремя группами респондентов (учениками, педагогами, родителями) по вопросам целесообразности наличия такого объединения в школе, уровню заинтересованности и общей результативности. Помимо прочего были отдельно просчитаны в рамках той же пятибалльной системы степень участия объединения и уровень результативности в конкурсных мероприятиях, социально значимых проектах, мероприятиях культурно-массовых школьного и муниципального уровня, результативность поисковой и исследовательской деятельности. Средняя арифметическая всех показателей дала так называемый индекс качества работы краеведческого объединения, который относительно точно позволяет наблюдать динамику.

    Анализ динамики качества выявил почти те же проблемы, как и анализ изменения численного состава (низкий уровень заинтересованности проблемами краеведения, деятельностью объединения в первый год работы и недостаточная работа руководителя объединения в период 2007 – 2009 гг.). Вместе с этим наглядно наблюдалось наличие некой сформированной инициативной базы, позволявшей относительно эффективно решать поставленные перед объединением задачи в период 2007 – 2009 гг., не снизить результативность кардинально.

    Все это в свою очередь позволило наблюдать роль и место инициативности как таковой в процессе организации научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся, что может быть представлено простой схемой.    



    Научно-исследовательская и поисковая деятельность являются работой, которую необходимо инициировать, при этом задача инициации такой деятельности возлагается на педагога. Педагог первоначально стимулирует как деятельность, так и самого учащегося, подталкивая его в определенном курсе, направляя, и первое время непосредственно организуя весь процесс. В последствии рабочий процесс остается в наибольшей мере за учеником, он постоянно направлен на деятельность, которая в свою очередь отвечает результатом. Позитивный результат, формируя ситуацию успеха, повышает уровень инициативности учащегося, отрицательный результат, как правило, снижает этот уровень. Помимо того, повышение уровня инициативности учащегося приводит к интенсификации рабочего процесса направленного на исследовательскую деятельность. Учитель обязан постоянно контролировать обратную связь и своевременно и адекватно реагировать на общие изменения ситуации. Наиболее эффективными рычагами регулирования являются процесс стимулирования, реализация элементов общего организационного и психологического сопровождения, их своевременный мониторинг и коррекция.

     Схема отчетливо выявляет взаимовлияние инициативности учащихся и научно-исследовательской деятельности.  

    Вместе с этим необходимо учитывать разнонаправленность интересов обучающихся. В объединении «Наш край» эта проблема была разрешена образованием четырех предметных секций, которые на данном этапе прописаны официально в действующем локальном нормативно-правовом акте, положении о историко-краеведческом научном объединении школы.    



    Историческим направлением (секцией «история») рассматриваются вопросы отечественной и всеобщей истории, истории Кубани, производится подготовка конкурсантов по истории, разрабатываются и реализуются тематические исследовательские проекты. Краеведческим направлением рассматриваются вопросы истории, географии, литературы, искусства Кубани, производится подготовка конкурсантов по кубановедению, разрабатываются и реализуются тематические исследовательские проекты. Обществоведческое направление изучает вопросы культурологи, экономики, права, политики, педагогики, психологии, философии, социологии, их проявлении и бытовании на уровне края, производится подготовка конкурсантов по обществознанию, разрабатывает и реализует тематические исследовательские проекты. Направление музееведческое изучает вопросы музееведения и музейной педагогики, археологии, этнографии, организует работу школьного музея, разрабатывает и реализует тематические социальные и исследовательские проекты.

    Предметные секции, определяя форму работы, включая наиболее заинтересованных лиц, безусловно, влияют на эффективность работы объединения в целом и развитие инициативности учащихся в частности.    



    Действующим положением определяется целый комплекс различных форм деятельности, что учитывая формулировку «основные формы» ни коим образом не ограничивает возможности их расширения. В их числе следует указать следующие: социологические исследования, проведение анкетирования; разработка методических рекомендаций; внеурочные мероприятия историко-краеведческой направленности в рамках воспитательной работы в школе; обзоры научной и научно-популярной литературы соответствующей тематики, организация библиотечных выставок; подготовка к участию и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня; проведение предметных недель (декадников, месячников); исследовательские проекты соответствующего профиля; социальные проекты соответствующего профиля; лектории по темам исследовательских проектов, по отдельным вопросам истории, кубановедения, обществознания, искусства; научно-практические, краеведческие, читательские конференции; музейные выставки; семинары по профилю, творческие отчеты членов объединения; организационные, деловые игры; экскурсии, экспедиции, походы; публикации материалов в печатных изданиях, размещение на информационных ресурсах сети Интернет; консультирование по соответствующим вопросам.

     Перечисленные формы работы реализуются, однако не все в полной мере, остается еще не исчерпанный потенциал многих форм (лектории, деловые игры, публикации, разработка методических рекомендаций).  

     Важной новой формой работы с начала 2010 года стало участие в социальных проектах, разработанных объединением.      



     Три крупных социальных проекта, которые уже как год реализуются и имеют соответствующие позитивные результаты это проекты: «Единение», «Память» и «Школьный музей».  

    Проект «Единение» направлен на профилактику межэтнических и межконфессиональных конфликтов, ксенофобии, рассматривает участие в этой деятельности школы.  

    Проект «Память» предназначен для сохранения адекватного понимания места и роли нашего государства в деле освобождения мира от фашизма, оказания посильной помощи ветеранам войны, труженикам тыла, участникам локальных конфликтов, организации шефства над мемориалами, посвященными событиям Великой Отечественной войны, памятниками истории нашего поселения.

    Проект «Школьный музей» непосредственно связан с общими проблемами просветительской деятельности, создания культурно-просветительского центра, музейной педагогики, пропаганды этнокультурных ценностей.

     Реализация членами объединения социальных проектов, активное участие в их разработке является еще одним аспектом деятельности, формирующим инициативного учащегося.

    С реализацией социальных проектов непосредственным образом связана деятельность школьного музея, ставшего своеобразным рабочим фундаментом историко-краеведческого объединения.    



    Материалы школьного музея начали собираться со времени образования краеведческого кружка (с 2002 года). В настоящее время их собралось уже свыше 300 подлинных вещественных экспонатов (памятные знаки, предметы быта, мебель, иконы, одежда и пр.), свыше 1000 документов (в том числе фотодокументов). Большая часть экспонатов связана с историей школы и хутора.

    Особую гордость музейной коллекции составляют экспонаты, связанные с Героем Советского Союза С.Е. Белого, имя которого было присвоено школе в 2002 году. Большая их часть была передана в школьный музей на хранение сыном С.Е. Белого Ю.С. Белым, с которым в свою очередь были установлены тесные связи.

    Школьный музей – это база для организации самостоятельной работы учащихся, один из важнейших элементов в формировании интереса учащегося к историко-краеведческому комплексу наук. Переоценить его роль в формировании инициативности, в организации научно-исследовательской и поисковой деятельности очень сложно.

     Опыт работы по организации такой деятельности учащихся позволил выделить ряд аспектов, которые в целом имеем возможность оценить как технологические элементы. Их можно объединить в две группы: организационную составляющую и психологическую.    



    Организационная составляющая включает: нормативно-правовое регулирование, материальную базу, количественный и персональный состав объединения, структуру, планирование, мониторинг и результативность.

    Нормативно-правовое регулирование подразумевает наличие действующего локального нормативно-правового документа школы (положения), без которого проблемно разрешаются многие вопросы организации.

    Достаточная материальная база в настоящее время важна особо. Практически немыслима деятельность объединения краеведческого направления, если отсутствует школьный музей. Современные реалии, их требования таковы, что достойно организовать проведение краеведческой конференции, семинара и лектория почти невозможно без мультимедийного оборудования, а их подготовка без использования ресурсов сети Интернет.

     Практика показала, что количественный состав объединения должен четко регламентироваться положением. Сложность в работе создает превышение оптимальной численности учащихся на одного педагога (как правило, это около 20 – 25 человек). Проблемным вопросом является персональный состав. К работе желательно привлекать, заинтересовывая, учащихся уже имеющих определенную знаниевую базу. Четкая структура объединения дает возможность эффективно распределять человеческий ресурс. В целом, все это может быть решено локальным актом.

     Руководитель объединения должен помнить о том, что реальная действенность работы объединения обеспечивается, в том числе своевременным и грамотным планированием работы, мониторингом выполнения плана и оценкой результативности. Пренебрежение этими аспектами работы приводит к снижению эффективности в работе объединения.

    Психологическая составляющая не менее важна.    



    К психологическому аспекту относится: целевая установка, занятость и значимость, роль темперамента и характера, психологическая комфортность, наглядность, поощрение, инициативность, ситуация успеха.

    Целевая установка «расставляет все точки над и», члены объединения осознают чем они занимаются, имеют возможность расставлять приоритеты в работе. Вместе с этим появляется занятость и осознание значимости их работы. Если воспитанник приходит бесцельно посидеть, очередной раз послушать нечто, что его особо не интересует, не осознает, зачем он вообще подал заявление на вступление, то работа с ним может считаться уже проваленной. Соблюдение же этих простых психолого-педагогических принципов закладывает базис успешной дальнейшей работы.

    При распределении обязанностей членов объединения желательно учитывать их темперамент и особенности характера. Такой подход в разы увеличивает эффективность и является одним из элементов в создании психологической комфортности, которая любому очевидна. Конечно, помощь школьного психолога будет неоценима в решении поставленных задач.

    Следует помнить простые вещи, как то, что наглядность и образность, поощрения различного вида инициативности и результативности, создание ситуации самореализации и успеха стимулируют деятельность и, следовательно, формируют инициативность учащихся. Главное, их грамотное использование.

    Известный краевед Ф.А. Щербина заметил: «Знание родного края – наша сила и величие Родины», приятно думать, что каждый из нас вносит в это благородное дело свою лепту.  


Просмотров: 570 | Добавил: Rebe | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz