Воскресенье, 19.05.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории А.И. Гизбрехта

Форма входа
Поиск

Из опыта работы

Главная » 2011 » Апрель » 30 » Инициативность учащихся: От теории к практике. Опыт краеведческой работы в школе
17:40
Инициативность учащихся: От теории к практике. Опыт краеведческой работы в школе

Педагогика не только наука, но и творческий процесс, потому очень трудно найти, а может и вообще невозможно, две совершенно одинаковые системы работы у разных педагогов. Разное видение образовательного процесса, при общих принципах, разное применение технологий и методов, при общих правилах, разные приоритеты, при общей цели и сходных задачах. Фундаментальные задачи в области образования определяет государство, а мы их реализуем, расставляя по собственному разумению приоритеты, избирая технологические приемы, методику. Определяясь с личным опытом, хотелось бы отметить, что таким приоритетом стало формирование инициативности учащихся.

 

Термин инициатива, произошедший от латинского initiare – начинать, определяется словарем как почин; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. О том, какой интерес представляет собой инициатива (инициативность) для педагогики, много говорить не приходится. Современная педагогика, ориентированная на адаптацию личности в социуме, указывает, что для успешной адаптации, личностной реализации, человеку необходима, грамотная, «качественная» инициативность.

Психологи утверждают, что инициативность – черта волевой активности, требующая «чувства нового», известной самостоятельности, уверенности в себе, находчивости, быстроты ориентировки. Инициативность высокого уровня позволяет не только самостоятельно думать и действовать, но и предполагает наличие творческого и критического мышления, богатого словарного запаса, возможности решать разнообразные проблемы, использовать современные технологии, анализировать информацию, устанавливать закономерности, делать выводы, умение самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике. Помимо прочего это инициатива во благо, нравственная инициатива. Вполне очевидно, к настоящему моменту можно утверждать, что развитие инициативности учащихся есть одна из актуальных задач современного образовательного процесса.

 

Что касается принципов, технологий и методов развития данного качества, то они весьма разнообразны. Опять же учитывая личный опыт, имеется возможность выделить два приоритетных направления в создании инициативной личности: формирование интереса к предмету (основа – мотивации, стимулы) реализуется путем формирования ситуации успеха и поощрения учащихся и организация самостоятельной работы учащихся (основа – компетенции) реализуется на уроках и внеклассной краеведческой работе. Все направления содержат в себе элементы работы в области патриотического и духовно-нравственного развития. Важной структурной составляющей является организация деятельности на базе школьного музея.

 

Формирование ситуации успеха один из важнейших стимулов способствующих созданию положительной мотивации учебной деятельности. Реализация осуществляется путем систематической работы с карточками (слайды № 5, 6), которая позволяет даже слабым учащимся иметь определенный набор знаний в области кубановедения, применения метода дифференцированного подхода при организации опроса учащихся и определения объемов и уровня сложности учебных заданий, адекватной оценки и создания творческой, позитивной, рабочей морально-психологической атмосферы на занятиях.

 

Поощрение учащихся, как стимул не менее важен. В качестве поощрения применяются организация поездок и экскурсий по краю, посещение музеев, театров, что в свою очередь является частью краеведческой работы, награждение грамотами и пр. Однако необходимо помнить, что поощрение должно быть адекватным и есть необходимость приучать воспитанников ценить сам факт одобрения без оглядки на его «престижный вес». Указанные два способа стимулирования интереса к предмету не являются исключающими других, но в деятельности приоритетны.

Самостоятельная работа учащихся на уроках одно из наиболее актуальных направлений в педагогической методике. В современной школе на практике относительно широко применяются идеи концепций проблемного и личностно-развивающего обучения. На таких уроках создаются ситуации необходимости мыслить, активизировать внимание, проявлять себя, утверждаться и вместе с тем дифференциация в постановке проблем, позволяет полноценно работать, в том числе со слабоуспевающими учениками.

 

Такой вид самостоятельной работы как домашнее задание «на параграф вперед», когда учащиеся приходят на урок, тема которого соответствует параграфу домашнего задания, позволяет учителю в процессе рассмотрения учебной темы, заметить проблемы учащихся в понимании материала, предварительно устранить их, ученики на уроке работают активнее. Ведение конспектов, составление схем, взаимопроверка контурных карт учащимися это виды самостоятельной деятельности, которые тренируют память, развивают аналитические способности, логическое мышление. Проведение «уроков без учителя» (ученик исполняет роль педагога) довольно трудный прием, требующий весомого вклада времени и сил для предварительной подготовки в части консультирования и заблаговременной проверки, не всегда реализующийся согласно идее, чрезвычайно благоприятен в плане развития инициативной личности. Опыт показывает, что все вышеперечисленные компоненты эффективно реализуются только при постоянном контроле со стороны учителя, бесконтрольность в данном случае – педагогический провал.

Краеведческая работа (внеклассная, внешкольная) как составляющая самостоятельной работы учащихся реализуется  по таким направлениям как планирование, организация и проведение массовых мероприятий различного типа (от классных часов и краеведческих конференций до музейных экскурсий и предметных недель по кубановедению, общественным дисциплинам), поисковая работа, исследовательская и проектная деятельность.

 

С 2002 года в школе работает краеведческая группа «Наш край» (первоначально в рамках кружка, затем объединения по интересам). Каждое дело, выполненное самостоятельно – шаг к созданию «инициативного Я».

 

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание – часть работы неотъемлемая, скрепляющая систему. Инициативная личность без нравственных принципов, без гражданского самосознания – преступник или резерв для преступности. Идеи патриотизма, гражданственности, толерантности, гуманизма прослеживаются в работе постоянно, подводя учащихся к внутреннему осознанию семейных, эстетических и  экологических ценностей, необходимости уважения к традиции, истории, сохранения культурного наследия. Важную роль играет в этом направлении взаимодействие с Русской Православной Церковью. 

 

 

Своеобразной базой для реализации самостоятельной работы учащихся с учетом повышения интереса к кубановедению является школьный музей. Материалы музея собираются с 2002 года. Организованные на базе музея тематические выставки – просветительская деятельность учащихся, результат их поисковой, исследовательской и организационной работы.

 

Как результат всей проделанной работы – повышение интереса к предмету и наличие инициативной группы учащихся готовых реализовать поставленные задачи по первому требованию, оперативно реагировать на изменения в учебно-воспитательном плане школы, планировать их с учетом личных интересов. Повышение эффективности преподавания еще один элемент, заслуживающий внимания, и как результат не только участие, но и призовые места на районном и краевом уровнях конкурсных мероприятий различного типа. Однако, справедливости ради следует заметить, что значительное число учащихся остается в недостаточной мере задействовано в краеведческой работе, проявляют интерес к предмету не такого уровня, который хотелось бы наблюдать. В этом направлении необходима дальнейшая, более систематическая работа, поиск новых методов реализации.

 

В перспективных задачах: проработка литературоведческого и искусствоведческого элементов кубановедения, введение в курс вопросов обществознания, межпредметные связи, введение элементов подготовки к ЕГЭ по истории, обществознанию и, безусловно, поддержание достигнутых позитивных результатов.

Известный греческий философ Сократ сказал: «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», надеюсь, мы все работаем в этом направлении, исполняем священную обязанность каждого человека.

Просмотров: 673 | Добавил: Rebe | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Развитие инициативности учащихся это
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz